Вопросы-Ответы по функционированию сервиса ЦИК
В связи с часыми вопросами на получение разрешения (лицензии, аккредитации) по изготовлению агитационных материалов на выборах в 2024 г., в том числе и выборы Президента РФ 17 марта 2024 г. (публикация, сведений в сетевом издании СМИ, о стоимости изготовления агитационных материалов: листовок, буклетов, плакатов, календарей, агитационных газет и пр. полиграфической продукции). Приводим часть Вопросов - Ответов ЦИК.
«Направление Уведомлений об участии полиграфических организаций и
ИП в изготовлении агитационных материалов»
Для чего нужен сервис «Личного кабинета Интернет портала ЦИК России» и надо ли дублировать сведения по почте?
Ответ: Настоящий сервис позволяет в режиме удаленного доступа подавать уведомления о готовности предоставлять эфирное время, печатную площадь, услуги по изготовлению печатных агитационных материалов в соответствующую избирательную комиссию согласно требованиям законодательства Российской Федерации о выборах. В случае направления электронной формы уведомления посредством данного Интернет - сервиса представление этого уведомления на бумажном носителе не обязательно.
Должно ли мне прийти подтверждение о получении отправленных мною сведений и значит ли это, что я вправе оказывать соответствующие услуги?
Ответ: После процедуры регистрации Вы получаете доступ в личный кабинет пользователя, где сможете заполнить (сохранить, редактировать до отправки) электронную форму уведомления и отправить в соответствующую избирательную комиссию. После отправки заполненной формы уведомления Вам придет сообщение о поступлении Вашего уведомления в избирательную комиссию, соответствующую уровню выборов, указанных Вами при заполнении уведомления. Таким образом, выполнив требования законодательства Российской Федерации о выборах и направив в указанную в законе избирательную комиссию уведомления, организация вправе оказывать названные ею услуги.
ОПУБЛИКОВАТЬ СВЕДЕНИЯ В СЕТЕВОМ ИЗДАНИИ СМИ ПОЛИГРАФИСТ НАП
Я оказываю различный спектр услуг. Должен ли я подавать несколько заявок?
Ответ: Да, по каждому виду услуг, как то: предоставление эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, услуг по изготовлению печатных агитационных материалов, должны быть направлены отдельные уведомления. Также в случае предоставления данных услуг на нескольких телеканалах/ радиоканалах/ (печатных, сетевых) изданиях необходимо подавать уведомление на каждое средство массовой информации или полиграфическую организацию.
Я ошибся при заполнении сведений или опубликовал дополнительные расценки по оплате соответствующих услуг. Могу ли я внести изменения в представленные мною сведения или дополнить их?
Ответ: Да, но в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации о выборах для направления данных сведений (в течение 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов). Для этого Вам необходимо в личном кабинете повторно заполнить и направить уведомление, прикрепив актуальный файл с расценками, а в возникшем поле примечания указать причину повторного направления сведений для исключения путаницы.
Обязательно ли прикреплять электронный файл с опубликованными расценками или достаточно заполнить соответствующие графы электронной формы уведомления?
Ответ: Да, обязательно. Как показала практика, предусмотренных электронной формой граф не хватает для указания полного спектра расценок. Поэтому для наглядного подтверждения публикации данных сведений мы предлагаем прикреплять отдельный файл с расценками.
В какие сроки я могу воспользоваться данным сервисом и представить в избирательную комиссию соответствующее уведомление?
Ответ: Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и условиях оплаты должны быть опубликованы не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в организующую выборы избирательную комиссию или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию. Соответственно, настоящий сервис начинает и заканчивает свою работу в указанный промежуток времени. Например, если решение о назначении выборов было официально опубликовано 1 июня, то последним днем, в который могут быть опубликованы и направлены в избирательную комиссию эти сведения, является 1 июля.
Подача уведомлений в ЦИК и/или ТИК для полиграфических организаций и индивидуальных предпринимателей:
Какие расценки и в каком формате я должен указывать в уведомлении о готовности изготавливать предвыборные печатные агитационные материалы?
Ответ: Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующими организацией, индивидуальным предпринимателем. В связи с этим в публикуемых сведениях о расценках должны быть указаны все возможные виды и форматы печатной продукции, услуги по изготовлению которой данная организация (индивидуальный предприниматель) намерена предоставлять кандидатам и избирательным объединениям, в том числе возможные скидки и надбавки за тираж или цветность. Данное требование служит подтверждением гарантии обеспечения равных условий оплаты для всех участников избирательного процесса.
Я разместил расценки по изготовлению печатных агитационных материалов на своем сайте в сети Интернет, считается ли это выполнением требования о публикации данных сведений?
Ответ: Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени рекомендуется опубликовывать в периодических печатных изданиях соответствующего уровня, поскольку иные способы публикации менее удобны для участников избирательного процесса и могут являться поводом для возникновения жалоб и споров в ходе избирательной кампании, что также подкрепляется судебной практикой по данным вопросам, когда размещение расценок в иных источниках (телеэфир, Интернет) признавалось не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о выборах.
ОПУБЛИКОВАТЬ СВЕДЕНИЯ В СЕТЕВОМ ИЗДАНИИ СМИ ПОЛИГРАФИСТ НАП
В какую избирательную комиссию я должен направлять уведомление?
Ответ: Сведения о размере и иных условиях оплаты услуг должны быть представлены в определяемую соответствующим законом избирательную комиссию. Так, например, при проведении федеральных избирательных кампаний данные сведения должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована Ваша организация.
Подача уведомлений в ЦИК и/или ТИК для для организаций средств массовой информации:
Я осуществляю выпуск средств массовой информации. Могу ли я предоставлять эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании?
Ответ: Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании для проведения предвыборной агитации могут только те организации СМИ, редакции сетевых изданий, которые не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты указанных услуг и представили данные сведения в соответствующую избирательную комиссию. Негосударственные организации СМИ, редакции сетевых изданий (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями) могут предоставлять эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению агитационных материалов только в том случае, если выпускаемые ими средства массовой информации зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании.
В какую избирательную комиссию я должен направлять уведомление?
Ответ: Сведения о размере и иных условиях оплаты должны быть представлены в определяемую соответствующим законом избирательную комиссию. Так при проведении федеральных выборов уведомления от общероссийских организаций средств массовой информации (территория распространения – более половины субъектов Российской Федерации) направляются в ЦИК России, а от региональных и муниципальных – в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
Я перерегистрировал средство массовой информации менее чем за год до начала избирательной кампании. Вправе ли я оказывать соответствующие услуги кандидатам, избирательным объединениям и как я могу обозначить в уведомлении факт перерегистрации?
Ответ: Да, вправе, поскольку федеральное законодательство о выборах содержит требование только к дате первоначальной регистрации средства массовой информации. В этом случае в электронной форме уведомления создано специальное поле, в котором необходимо указать дату первоначальной регистрации СМИ.
Мы осуществляем вещание на территории региона по договору, а держателем лицензии на вещание является иная организация. Кто должен подавать уведомление?
Ответ: Исходя из установленного пунктом 5 статьи 47 Федерального закона об основных гарантиях второго критерия отнесения организации телерадиовещания к общероссийским (распространение выпускаемых ею СМИ на основании договора иными организациями телерадиовещания на территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации), а также положений статей 2 и 31 Закона о СМИ, соответствующее уведомление должно подаваться в избирательную комиссию той организацией, которая в реальности определяет структуру вещания на соответствующей частоте, – редакцией телеканала (радиоканала).
Мы являемся региональным отделением редакции издания и имеем региональную полосу в выпускаемом издательским домом периодическом печатном издании или свой раздел на общем интернет-портале сетевого издания. Можем ли мы подавать уведомление в избирательную комиссию от нашего имени?
Ответ: Соответствующее уведомление должно подаваться в избирательную комиссию той организацией, которая непосредственно выпускает указанное средство массовой информации (которая также значится в свидетельстве о регистрации средства массовой информации). В случае если региональная лента сетевого издания является частью общего интернет-портала сетевого издания, то уведомление должно быть направлено непосредственно от редакции, которая указана в свидетельстве о регистрации данного сетевого издания.
Наше средство массовой информации зарегистрировано в качестве информационного агентства, и мы также хотим оказывать информационные услуги кандидатам и избирательным объединениям в части предвыборной агитации.
Ответ: Статус информационного агентства не подразумевает распространение агитационных материалов, следовательно, не предполагает направление рассматриваемых здесь уведомлений в избирательную комиссию. Оно может оказывать услуги по организации пресс-конференций, иные информационные услуги кандидатам и политическим партиям.